Лыжи в снежной местности являются таким же оружием бойца, как винтовка. Лыжников недаром называют "снежной кавалерией". Лыжи позволяют увеличить скорость марша в несколько раз.
Лыжи можно изготовить самому. Для этого нужно иметь под руками немногое: пилу, топор, рубанок, стамеску. Лучшая порода дерева для изготовления лыж - береза. Если ее нет, годятся ясень, бук, вяз (серый и белый), сосна. Следует выбирать здоровую древесину - крепкую, упругую, с прямыми слоями, без сучков и трещин.
Можно изготовить лыжи из сухих досок толщиной в 4-6 сантиметров.
Дерево для заготовки лыж очисти от коры, распили на бруски шириной в 10 сантиметров и толщиной в 3-4 сантиметра. Еще лучше расколоть ствол по длине так, чтобы вышла пара одинаковых брусков. Длина бруска должна равняться росту лыжника с поднятой вверх рукой.
Вытесанные бруски по концам туго свяжи. Посредине вложи распорки шириной в 8-10 сантиметров. Бруски просуши в течение 5-10 дней на печи или над плитой, поворачивая их разными сторонами к жару. Просушенные бруски остругай в форме лыж. Затем носковые концы прогрей у печи (еще лучше паяльной лампой или примусом) или 30-50 минут распаривай в ушате с горячей водой. Когда дерево размякнет, осторожно загни концы и закрепи их в колодке. Проследи, чтобы концы обеих лыж были загнуты одинаково. Лыжи еще раз просуши на печи в течение 3-4 дней.
После этого приступи к обработке лыжи. На нижней, скользящей поверхности круглой стамеской или рубанком выстругай полукруглый желобок. Он должен начинаться у пятки (заднего конца) лыжи и сходить на нет в том месте, где поднимается носовой загиб. Ширина желобка- 12--15 миллиметров, глубина- 2 миллиметра.
В том месте, где будет стоять нога, выдолби отверстие для носкового ремня шириной в 4-5 миллиметров и длиной в 3 сантиметра. Если поднять лыжу за носковой ремень, то передняя часть лыжи должна слегка перевешивать.
Дерево очень чувствительно к влаге. Возможно более тщательно отделай его со всех сторон, зачисти стеклом и шкуркой (наждачной бумагой) и покрой лаком, смолой или дегтем.
Чтобы лыжи хорошо скользили, пропитай смолой скользящую поверхность. Прогрей ее у печки, жирно смажь древесной смолой и опять прогрей. При этом следи за тем, чтобы лыжи при прогревании не начали обугливаться. Смола должна впитываться ровно, слой за слоем, без кипения. После пропитки скользящая поверхность должна стать темно коричневого цвета. Пока лыжи еще не остыли, вставь между ними распорку и свяжи их по концам. Чтобы на лыжи не налипал снег, бока и верхнюю поверхность натри воском. На грузовую площадку, где стоит нога, набей кусок жести, тонкого железа, гладкой резины или бересты - это предотвратит налипание снега.
Время от времени надо возобновлять пропитку лыж смолой.
Лыжи следует держать в прохладном месте. Перед походом хорошо смазывать их лыжной мазью. Возвращаясь с похода, надо очищать лыжи от снега.
Палки для лыж сделай из березы, осины или сосны. Толщина их - 2-2,5 сантиметра, длина - до подмышек. Кольца сделай из крепкого, упругого камыша, ивы или рябины. Кольца должны быть широкими - 15-18 сантиметров. На палках сделай петли из тонкого ремня или фитиля шириной в 1-2 сантиметра. Тогда можно, не бросая палки, освободить ладонь для оружия, Для ремонта лыж на ходу имей с собой тонкую жесть, маленькие гвозди или шурупы, тонкую фанеру, шило.
Снегоступы
Не всегда у бойца или партизана могут быть лыжи. В этом случае можно прибегнуть к снегоступам. Самые простые снегоступы делаются из двух тонких досок. Каждая доска должна быть примерно вдвое длиннее ступни и раза в три шире. K доске прикрепи нижнюю петлю с таким расчетом, чтобы нога стояла посредине доски, когда досок сапога или валенка будет вставлен в петлю. От обеих сторон петли отведи две тесемки или веревки. Ими нога плотно обвивается у щиколотки.
Снегоступы можно смастерить из самого разнообразного подручного материала. Для этой цели годятся, например, бочоночные клепки. Для каждого снегоступа возьми две таких клепки и соедини их планкой или шпагатом. Удобные снегоступы получаются из сиденья или спинки обычного венского стула. Можно также взять днище от плетеной круглой корзинки.
Снегоступы можно сделать из ветвей. Для этого срежь две ветки (лучше от черемухи и рябины) длиной около 120 сантиметров и толщиной в 2-3 сантиметра, согни их дугой и крепко свяжи. На такой раме сплети из веревки или ремня сетку. Сетка должна быть как можно мельче - так легче ходить на снегоступах.
Еще лучше срезать две ветки такого же размера, но изогнутые с одного конца. Положи их на землю параллельно друг другу так, чтобы изогнутые концы находились рядом и смотрели вверх. Затем между ветками вставь две распорки, длиной около 30 сантиметров каждая, а концы ветвей свяжи друг с другом. Такие снегоступы, как хорошо отогнутые лыжи, при ходьбе не зарываются в снег.
Способов соединения ветвей друг с другом и плетения сетки может быть много.
Если ветка очень хорошо гнется, то из нее одной можно сделать раму для снегоступа. Достаточно свести оба ее конца и крепко связать. Можно связать ветку в кольцо и переплести толстой веревкой или ремнями.
Веревка, из которой плетется сеть для снегоступа, обычно продергивается сквозь дырочки, просверленные в раме. Но можно просто привязывать веревку к раме. Чтобы сетка при этом сидела прочно, сделай на раме для веревки небольшие зарубки.
Веревочная сетка может разорваться под тяжестью человеческого тела. Чаще всего прорывается сетка под пяткой. Поэтому следует в этом месте вплетать в сетку кусок толстой материи или кожи. Еще лучше, если пятка будет опираться на одну из распорок.
Ледовые шипы
Против гололедицы есть простое средство - ледовые шипы, или "кошки", которые привязываются к обуви. Такие шипы легко сделать самому.
Возьми ремень или простой кусок кожи и утыкай его гвоздями длиной в 1,5-2 сантиметра. Затем второй такой же кусок кожи нашей поверх первого так, чтобы он покрывал шляпки гвоздей и не давал им выскакивать. Получится нечто вроде большой металлической скребницы. Ремень с шипами закрепляется на обуви.
Если в распоряжении бойцов или партизан имеется кузница, то можно сделать ледовые шипы более прочными и основательными. Из полосового железа куется круг или, еще лучше, овал с двумя отогнутыми вниз скобами.
Более надежными будут альпинистские "кошки". Это металлическая рамка, по длине и ширине равная ступне. От рамки выступают 4-6 шипов. На таких "кошках"; можно свободно подниматься по крутым обледенелым склонам.
Шипы быстро тупятся. Подтачивай их равномерно со всех сторон. Крепление шипов к обуви надо подогнать заранее.
Нарты
Для перевозки грузов и транспортировки раненых по снежной целине удобны легкие нарты.
Полозья нарт сделай из загнутых спереди досок, напоминающих лыжи. Длина их-4-5 метров. Ширина саней в пролете полозьев должна равняться ширине следа лыжника (не шире 60 сантиметров). Высота саней - 70 сантиметров, от полозьев до грузовой доски - 30 сантиметров. Груз кладут на прочную доску, которая подвешивается на сыромятных ремешках к верхней планке саней. Такие нарты не застревают в глубоком снегу.
Спереди нарт, в местах соединения носков, приделай дугу. Она предохранит сани от ударов о пни и деревья. Идущий впереди лыжник прокладывает след, по которому и движутся полозья нарт.
Тобогган
Возьми легкую широкую доску длиной в 1,5-2 метра. Обстругай гладко ее нижнюю поверхность. С боков просверли отверстия и продень ремешки или веревки для привязывания груза. В переднем конце укрепи лямку, за которую можно было бы тянуть доску. Тобогган должен иметь спереди небольшой загиб кверху, иначе под тяжестью груза он будет зарываться на ходу в снег. Для этого достаточно прибить к переднему концу доски под тупым углом деревянный щиток. Легче всего получить загиб, если сделать тобогган из листа фанеры, прибитого к брусчатой раме.
Кережка
Для езды по снегу можно применить легкую лодку под названием "кережка".
Остовом для такой лодки служат четыре брусчатых полукольца диаметром около 50 сантиметров. Они обшиваются широкими дранками, лучше всего сосновыми. Средняя доска, образующая дно лодки, берется возможно более толстая и прочная. Эта доска выдается сильно вперед. Спереди кережка суживается, как нос любой лодки, а сзади имеет прямой срез, зашитый доска
Комментариев нет:
Отправить комментарий