четверг, 4 октября 2012 г.

Дрессировка легавых собак


К воспитанию щенка надо приступать с 2-месячного его возраста. От правильного воспитания зависит развитие всех положительных качеств собаки (смелость, выносливость, ориентировка, послушание), которые должна проявлять она на охоте. Систематические продолжительные прогулки знакомят щенка с окружающей обстановкой, развивая в нем эти качества.
     
      Всякое проявление щенком положительных качеств должно поощряться. Его при этом ласкают, дают лакомства: кусочки сахара, мяса и т. д.
     
      Методы принуждения следует вводить постепенно и осторожно. Как наказание — лишение щенка лакомства и свободы, физические воздействия в этот период недопустимы, так как, кроме вреда они ничего не принесут.
     
      Прежде всего щенка надо приучить к кличке и команде «Ко мне». Свою кличку щенок усваивает быстро, так же как и эту команду. Перед каждым кормлением щенка нужно подзывать установленной кличкой. Необходимо проводить регулярные занятия по подзыву собаки. При этом выполнение команды следует поощрять лакомством, лаской, интересной игрой или прогулкой.
     
      Подзывать к себе щенка или взрослую собаку для какого-либо наказания или грубым окриком нельзя. Это подрывает доверие собаки к дрессировщику и прививает у нее непослушание.
     
      Щенок должен знать свое место, где он отдыхает, и по первому приказанию «Место» охотно выполнять приказание. Сонного или уставшего от игры щенка надо укладывать такой же командой. Если он лечь не хочет или ляжет и сразу пытается встать, щенка надо придержать рукой, добиваясь поглаживанием выполнения команды. Молодую собаку, не идущую на место, надо принудить наказанием, добиваясь того, чтобы команда была выполнена.
     
      При отработке каких-либо приемов со щенком, а потом и со взрослой собакой, необходимо настойчиво добиваться выполнения приказаний, но не следует надоедать собаке многократными приказаниями выполнения одного приема. Это снижает интерес щенка к проводимому заня-
     

      тию и надоедает ему, что приводит к невыполнению команд. Щенка, содержащегося в квартирных условиях, приучать к дисциплине надо с 3—4-месячного возраста. Владелец должен проследить, когда щенок засуетится перед тем, как захочет оправиться, ища подходящее место; в этот момент надо сразу выпустить его на двор, подавая команду «Гулять». Через несколько дней наблюдения за щенком и своевременного выпуска его на улицу, щенок начинает проситься сам, подходя к двери, царапая ее и повизгивая. Таким образом, он приучается к дисциплине, находясь в квартирных условиях.
     
      С 3—4-месячного возраста щенка приучают к ошейнику и поводку Для этого нужно надеть на его шею легенький ошейник; сначала щенок будет срывать его, но затем к ошейнику привыкнет. После этого к ошейнику пристегивают длинный поводок и дают щенку с ним побегать и поиграть. Потом берут поводок и идут со щенком, изредка подтягивая щенка к себе, подчиняя своему движению. Как к ошейнику, так и к поводку щенок привыкает быстро.
     
      С 5—6-месячного возраста приучают щенка ходить рядом, с левой стороны дрессировщика. Сначала щенка надо приучить ходить на поводке. Для этого щенка берут на поводок, а затем ласково подтягивают его к левой ноге и, ободряя поглаживанием, заставляют идти. Вначале щенка удерживают у левой ноги на коротком поводке, подавая команду «Рядом», потом поводок удлиняют и отпускают щенка от себя. Если щенок забегает вперед, снова дают такую же команду и, в случае медленного выполнения команды, делают рывок поводка к себе.
     
      После того, как щенок послушно идет на поводке рядом, у левой ноги, переходят к движению без поводка. Для приучения щенка ходить без поводка, последний опустить на землю и, дав, команду «Рядом», заставляют щенка идти у ноги. Если щенок не выполнит эту команду, следует наступить ногой на поводок и привлечь собаку за него к ноге, поощряя это действие лакомством и лаской.
     
      Многократным повторением этого приема приучают щенка идти свободно у ноги как на поводке, так и без него. Если же щенок горяч или упрям, тренировку следует проводить на ошейнике «парфос», а при необходимости применять хлыст.
     
      Следующий урок дрессировки — приучение щенка к свистку. Зов на свисток имеет весьма важное значение на охоте, поэтому данная команда должна выполняться собакой четко. Приучать к свистку необходимо при даче собаке корма, во время призыва ее кличкой, подкрепляя призыв свистком, и при выходе гулять.
     
      Для лучшего усвоения щенком команды, подаваемом свистком, на первых порах следует поощрять собаку лакомством и никогда не применять по зову свистка мер наказания, так как в сознании щенка может закрепиться то, что за выполнением команды следует наказание.
     
      Команда «Лежать» также должна выполняться собакой осмысленно и четко (при дрессировке на болоте выполнение этой команды помогает Добиваться от собаки многих необходимых охотничьих требований).
     
      Приучение щенка к выполнению команды «Лежать» проводится во время дачи ему корма, одновременно с обучением слов «Нельзя» и «Возьми». Такое требование усваивается щенком легко. Делают это так: подводят щенка к корму и дают команду «Нельзя», одновременно укладывая щенка нажатием на спину рукой и приказывая при этом «Лежать». После недолгой выдержки, обласкав щенка, приказывают «Возьми». При повторении этого урока нужно стараться укладывать щенка без
     

      физического воздействия, а приказание «Лежать» сопровождать поднятием руки.
     
      Через некоторое время щенок начинает выполнять требование без приказания голосом, а при поднятии руки. В дальнейшем надо приучать щенка ложиться при поднятии руки и на расстоянии.
     
      Этот прием необходим на охоте для предупреждения срыва стойки после взлета птицы и чтобы собака не гналась за птицей.
     
      Не менее важна выработка в собаке выдержки в отношении взятия корма. Этот урок необходим для последующей работы по закреплению стойки и плавной подводки к дичи. Взяв собаку на длинный поводок, дрессировщик устанавливает на некотором расстоянии кормушку и подает команду «Вперед». Собака, направляясь к кормушке, на некотором расстоянии поводком задерживается и, снова по команде «Вперед», продолжает медленно продвигаться к кормушке. В зависимости от расстояния до кормушки по команде «Тише» щенок идет медленно. При приближении же к кормушке по команде «Нельзя» снова останавливается. Потом подается команда «Возьми».
     
      В настоящем уроке собака должна усвоить команды «Вперед»! «Тише», «Нельзя» и «Возьми».
     
      Последний завершающий комплекс домашней дрессировки собаки — выполнение подачи разных предметов (в будущем дичи). К такому обучению приступают с раннего возраста щенка (3—4 месяца).
     
      Обучение начинается с наблюдений за игрой щенка, когда он проявляет желание таскать всякие домашние вещи, туфли, перчатки, носки и т. д. Разделяя с ним игру, дрессировщик должен расположить щенка к отдаче поноски в руки, поощряя это лакомством. Такую игру он проводит ежедневно. После освоения щенком понятия о даче поноски в руки, в летнее время можно бросать поноски на воду с целью закрепления осознанной подачи. При этом не должно быть принуждения до того момента, когда щенок не осознает, чего от него требуют.
     
      Этим и заканчивается предварительная комнатная дрессировка. По истечении 10-месячного срока дрессировщик должен продолжать работу в природных условиях.
     
      Второй этап обучения подружейной легавой собаки — дрессировка в условиях охоты на болоте, в поле и в лесу. Эта программа работы с собакой самая ответственная, но интересная, так как результаты ее должны оправдать все расходы и труд по выращиванию, уходу, кормлению и предварительной дрессировке.
     
      Дрессировка (натаска) на болоте требует также обучения собаки тому, как надо вести себя в новой обстановке.
     
      В условиях болота большое значение имеет разработка поиска собаки.
     
      Для добычливости собаки на охоте необходимо, чтобы она обладала хорошим чутьем, широким, быстрым поиском, работала верхним чутьем, производила поиск челноком при правильных параллелях, а работа ее проходила против ветра.
     
      К сожалению, некоторые охотники природный широкий и быстрый ход у собаки стараются разными способами сократить. Это в конечном счете понижает лучшие природные качества собаки, она переходит на следовую работу, чем нарушает правильный поиск. Правильность параллелей в поиске — необходимое условие добычливости собаки, так как при правильном челноке обыскивается вся полезная площадь болота без пропусков и повторения обыска пройденных мест, когда при поворотах собаки на параллелях допускаются «завороты» внутрь, и, возвращаясь  с параллели, собака проходит сзади охотника. Для того чтобы выработать правильный поиск челноком, необходимо подыскать широкое болото (шириной не более 200 шагов), чтобы собака работала вправо и влево от края до края. Пуская собаку в поиск, владелец ее при приближении собаки к краю вправо должен подать резкий свисток, чтобы заставить ее сделать поворот влево, и при повороте собаки, дав ей направление рукой, продолжать поиск в левом направлении. Одновременно он должен и сам делать поворот в ту сторону, куда дано направление собаке. Когда собака проходит мимо владельца влево, ему необходимо направляться к противоположной стороне болота, то есть вправо, с тем расчетом, чтобы быть на момент поворота собаки не сзади, а несколько впереди. Когда же собака услышит резкий свист, дойдя до края болота по направлению находящегося впереди охотника, тогда и она будет делать повороты в нужном направлении, то есть находясь с правой стороны, принимать направление влево и наоборот. Подаем примерную схему поиска челноком при правильных параллелях и схема поиска челноком при заворотах внутрь, а также результат неправильного хода собаки на поиске. По схеме челнока при заворотах внутрь видно, что
     
      собака, делая первый заворот
     
      внутрь слева, вторично про-
     
      ходит параллельно пройденное место и не захватывает
     
      полностью территории левой параллели. В силу этого дичь может при прохождении собакой второй параллели с левой стороны оставаться сзади. При дальнейшей разработке поиска собаки
     
      надо стараться закреплять в ней ход на правильных параллелях.
     
      После предварительного освоения собакой правильных параллелей челнока, следует дать ей возможность «взять на чутье» птицу. Для этого собаку пускают в поиск туда, где много дичи. Когда собака «прихватит на чутье» запах птицы, она начинает замедлять ход и после небольшой подтяжки, а иногда и на полном ходу, замирает на стойке. Этот момент первоначальной стойки является чрезвычайно ответственным для постановки собаки. Владелец ее должен принять все меры к предупреждению срыва стойки, помочь собаке плавной подводкой придвинуться к приученной дичи и по команде «Вперед» поднять птицу на крыло и после взлета ее, если не удастся уложить собаку, обязательно удержать ее на месте

Комментариев нет:

Отправить комментарий